Информация МИД России

 Александр Горбань, директор Департамента экономического сотрудничества МИД России. 

           По мере возрождения экономического потенциала нашей страны российский бизнес все активнее осваивает мировые рынки. Расширяется география его зарубежной деятельности, более дифференцированной становится внешнеэкономическая стратегия российских компаний. На фоне возрастающего взаимопроникновения интересов государства и бизнеса все более значимым вектором российской внешней политики оказывается содействие российскому предпринимательству за пределами страны, привлечение потенциала деловых кругов России для налаживания взаимовыгодных экономических отношений с партнерами из других стран. Дипломатическое сопровождение внешнеэкономических связей. 
           Основные движущие факторы усиления внешней экспансии российского бизнеса — стремление к получению новых рынков сбыта, расширению сырьевой базы, преодолению тарифных и нетарифных ограничений, диверсификации деятельности, снижению издержек производства, получению естественных конкурентных преимуществ. Зарубежные активы также приобретаются с целью более выгодного первичного публичного размещения акций на западных фондовых рынках. Обладание зарубежными активами увеличивает капитализацию и привлекательность компании для иностранных инвесторов. По данным ЮНКТАД, в 2006 году Россия стала третьей после Гонконга и Бразилии среди развивающихся экономик по объему прямых инвестиций за рубежом (18 млрд. долларов). По накопленным прямым зарубежным инвестициям (на начало 2007 года — 156,8 млрд. долларов) Россия уступает в этой группе только Гонконгу. 
          С точки зрения государственных интересов, к положительным моментам, связанным с выходом российского бизнеса в третьи страны, относятся укрепление геополитического положения нашей страны, рост конкурентоспособности российской экономики в целом. К отрицательным моментам выхода отечественных компаний на внешние рынки относятся масштабный вывоз капитала и сокращение налоговых поступлений внутри страны. Однако при нынешней благоприятной для российской экономики конъюнктуре и необходимости стерилизовать излишки денежной массы, поступающей в страну, данный процесс вряд ли можно характеризовать как однозначно негативный. К тому же он естественен и присущ всем экономикам мира. 
          Таким образом, содействие российскому бизнесу за рубежом становится все более заметным направлением работы Министерства иностранных дел и наши дипломатических и консульских представительств. Он осуществляется в разнообразных формах и охватывает различные аспекты внешнеэкономической деятельности. Специфика содействия определяется как региональными, национальными, так и политическими особенностями страновых рынков. 
          Одним из наиболее привлекательных географических направлений для российских компаний остаются страны СНГ. На российский бизнес приходится около трети объема прямых иностранных инвестиции в этих странах. Данный рынок остается относительно доступным для российских компаний, хотя конкуренция, главным образом с западными и китайскими компаниями, особенно в области добычи энергоносителей, неуклонно возрастает. Характерной чертой этого рынка является необходимость учета «персонального» фактора руководителя страны и текущей политической ситуации, в угоду которым зачастую в жертву приносятся экономические интересы. 
          Удельный вес России в торгово-экономических связях в регионе Восточной Европы и Балтии все еще довольно высок. Прежние связи сохранились, в основном там, где существует жесткая ресурсная или технологическая привязка (например, в сфере атомной энергетики), желание использовать транзитный потенциал, заинтересованность в российском рынке. Вместе с тем явственно проступает настрой наших партнеров в этом регионе на сворачивание экономического сотрудничества. На этой переориентации региона во многом сказались политические предпочтения наших старых и новых европейских соседей, их стремление снизить степень экономической зависимости от России. 
          Наряду с этим возрастает влияние российского бизнеса в Балканском регионе. Инвестиционная активность здесь концентрируется в секторе энергетики, а также в металлургии и машиностроении. 
          Российский бизнес активно интересуется природ ными ресурсами развивающихся стран. Наибольшую привлекательность для него представляют страны со сравнительно недорогими в условиях политической и экономической нестабильности добывающими и перерабатывающими активами. Однако и риски неизмеримо больше, чем в развитых странах, и поэтому требуют тщательного изучения обстановки на местах и учета специфики конкретной экономики, в чем, собственно, мы и оказываем поддержку российским компаниям. 
          Одним из самых перспективных рынков для российского бизнеса является Китай. Несмотря на определенные трудности, наше взаимодействие с российскими компаниями здесь достаточно структурировано и эффективно. 
          Имеются серьезные перспективы для отечественного бизнеса в странах Северной Африки и Ближнего Востока: Алжире, Марокко, Египте, Сирии, Саудовской Аравии, странах Персидского залива. Не следует забывать и о таких крупных странах, как Индия, Пакистан, а также о наших традиционных партнерах, включая Вьетнам и Кубу. Неплохие возможности открываются для российских компаний в африканских странах южнее Сахары: Анголе, Гвинее, Зимбабве, Замбии, Намибии, ЮАР, Мозамбике, Нигерии, Судане. При активном содействии российских посольств созданы благоприятные стартовые условия для проникновения российского бизнеса на рынки Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Эквадора. 
          В последние годы российские компании стали активно инвестировать и в экономику развитых стран. При этом наши компании нередко встречают препятствия в связи с активной деятельностью в этих странах мощных местных и транснациональных корпораций, высоким уровнем нетарифной защиты этих рынков, отработанной практикой антидемпинговых расследований, длительностью и сложностью бюрократических процедур. Все эти факторы делают рынки промышленно развитых стран в целом труднодоступными для российского бизнеса, несмотря на содействие, оказываемое ему по линии российского внешнеполитического ведомства. На подобные рынки проникают, как правило, российские компании топливно-энергетического комплекса и металлургии, продвигающие товары сырьевой группы, полуфабрикаты или продукцию низкой степени переработки, а также фирмы, предлагающие уникальные изделия, технологии и услуги. 
          Во многих государствах реализация бизнес-проектовтребует политических, финансово-экономических решений или гарантий властей страны пребывания на самом высоком уровне и/или изменений национального законодательства (в том числе по проектам, связанным с национальной безопасностью). В этих случаях, как правило, вовлеченность российских дипломатических представительств в деятельность отечественных предпринимателей является существенной. 
          В условиях динамичного развития торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами и естественной необходимости поиска индивидуального подхода к каждому из наших иностранных партнеров особую значимость в реализации задач экономической дипломатии приобретает институт почетных консулов. 
          Так, в настоящее время в странах Азии и южной части Тихого океана аккредитовано восемь почетных консулов. Все они, зачастую являясь представителями бизнес-элиты страны пребывания и имея широкую сеть контактов с местными органами власти и деловых кругов, помимо осуществления некоторых вспомогательных консульских функций, вносят большой вклад в налаживание двустороннего экономического сотрудничества. В частности, организуют тематические встречи бизнесменов двух стран, отстаивают интересы российского предприниматель ства в государстве пребывания, оказывают практическую помощь российским гражданам в решении проблем, возникающих в их коммерческой деятельности. 
          В этой связи особо хотелось бы отметить деятельность К. Дайдодзи (умер в июле 2005) в бытность его почетным консулом Российской Федерации в Аомори (Япония). Он в немалой степени способствовал установлению тесных контактов между японской префектурой Аомори и регионами Дальнего Востока России. Благодаря его усилиям удалось наладить ежегодные чартерные авиарейсы между Хабаровском и Аомори, создать механизм межбанковских обменов, организовать регулярные стажировки россиян в северной Японии по линии двустороннего экономического сотрудничества. 
          Заслуживает высокой оценки активная деятельность недавно назначенной почетным консулом Российской Федерации в городе Себу-Сити (Филиппины) Арми Лопес Гарсия, представительницы филиппинской элиты. Она оказывает всемерную поддержку деятельности российского посольства на Филиппинах, развитию всесторонних отношений между двумя странами, прежде всего в экономической области. 
          В целом ряде стран (Таиланд, Малайзия, Мальдивская Республика, Австралия, Новая Зеландия) почетные консулы способствуют созданию максимально благоприятных условий для деятельности российского бизнеса на местных рынках, работая в тесном контакте с нашими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, продвигают экономические интересы России в соответствующих регионах. 
           Интересна и практика работы почетных консулов в Западной Европе. Возглавляемое почетным консулом консульское учреждение Российской Федерации в Нюрнберге, регион Средней Франконии, федеральной земли Бавария, с момента своего основания в 1999 году оказывает профессиональную информационную и консалтинговую поддержку германским и российским предпринимателям и бизнес-структурам, осуществляющим и налаживающим деловые контакты, прежде всего в рамках развития экономического партнерства Баварии с регионами России. 
          К числу крупных немецких инвесторов в российскую экономику принадлежит производитель строительных материалов фирма «Кнауф» — семейное предприятие почетного консула России в Нюрнберге Николауса Кнауфа, которая уже инвестировала в производственные площади для изготовления различных строительных материалов в нашей стране более 800 миллионов долларов. Всего в настоящее время фирма «Кнауф» имеет в России 14 производственных предприятий, последнее из них — фабрика по производству строительных гипсовых плит — была открыта в Санкт-Петербурге в 2006 году. В прошлом году за большой вклад в развитие и укрепление российско-германских дружественных отношений почетный консул Российской Федерации в Нюрнберге Н. Кнауф был награжден российским орденом Дружбы, а также Большим крестом за заслуги перед Федеративной Республикой Германия. 
          Одним из основных направлений деятельности почетного консула Российской Федерации в городе Бургасе (Болгария) Тонко Фотиева является поиск и установление тесного экономического сотрудничества между Россией и Болгарией и привлечение российского капитала в Бургас и Бургасскую область. 
          МИД постоянно участвует в поиске эффективных способов для повышения мировой конкурентоспобности нашей экономики и увеличения российского экспорта, интеграции России в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий деятельности российского бизнеса на внешних рынках и надежной защиты его законных интересов за рубежом. Наши посольства, постоянные представительства, консульские учреждения, а также аппараты торгового советника и торговые представительства все активнее и, что не менее важно, эффективнее оказывают необходимое содействие российским государственным и частным компаниям (как крупным, так и средним и малым) в продвижении их торгово-экономических и инвестиционных интересов на рынках зарубежных стран. 
          Содействие МИДа охватывает различные аспекты внешнеэкономической деятельности. В частности, российское внешнеполитическое ведомство на постоянной основе представляет и отстаивает законные интересы отечественного бизнеса на международных экономических форумах и конференциях. МИД содействует созданию для российского бизнеса равных по отношению к другим зарубежным компаниям условий их экономической, производственной, инвестиционной деятельности в зарубежных странах. Министерство также принимает участие в организации стажировок менеджеров российских компаний за рубежом (за последние 10 лет только в рамках «Президентской программы подготовки управленческих кадров» за рубежом прошли обучение свыше 9 тыс. человек). 
           Мы на постоянной основе занимаемся предоставлением отечественным компаниям правовой, экономической и коммерческой информации о состоянии зарубежных рынков и фирм. Российские дипломатические учреждения осуществляют взаимодействие с общественными объединениями бизнесменов в зарубежных странах, заинтересованных в развитии торгово-экономического сотрудничества с Россией. 
          МИД участвует в создании и поддержке двусторонних советов делового сотрудничества, а также в открытии зарубежных представительств объединений российского бизнеса. Министерство стремится обеспечивать представительное и результативное участие российских предприятий в международных универсальных и специализированных торгово-промышленных выставках и ярмарках, других мероприятиях делового характера. Оно также поддерживает эффективное взаимодействие с ведущими объединениями российских деловых кругов. 
           Новые возможности для повышения эффективности взаимодействия МИД с российским бизнесом открывает Деловой совет при министре иностранных дел, который начал действовать с мая 2006 года. Интересно отметить, что Деловой совет не имеет аналогов в других федеральных органах исполнительной власти. Его основной задачей является развитие тесных отношений с российским бизнесом в интересах защиты политических и экономических интересов России за рубежом. Участники Совета - первые лица бизнес - объединений России и ведущих отечественных государственных и частных компаний. Они уже неоднократно выражали свою поддержку этой инициативе нашего Министерства и заинтересованность в дальнейшем расширении плановой деятельности Делового совета. 
           В 2007 году активно развивалось взаимодействие МИД с российскими деловыми кругами и их профессиональными объединениями. С большинством ведущих предпринимательских объединений подписаны соглашения о сотрудничестве. Последнее из них было подписано с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» в марте 2007 года. 
           В качестве эффективной формы взаимодействия зарекомендовали себя крупные международные экономические и инвестиционные форумы по российской тематике, проводимые в России и за рубежом (Санкт-Петербургский, Сочинский, Байкальский, Дальневосточный и другие). Они служат площадкой для открытого и продуктивного диалога между российским и международным деловым и политическим сообществом. Так, Петербургский форум в этом году посетило 8966 человек из 65 стран мира, в том числе 9 президентов, 4 премьер-министра, 40 министров, 40 послов, более 200 топ - менеджеров крупнейших компаний мира, и интерес к нему растет с каждым годом. В течение 2007 года МИД России и его зарубежные учреждения принимали активное участие в подготовке и проведении заседаний двусторонних межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами. В частности, Министерством готовились и направлялись в аппараты российских частей межправительственных комиссий предложения по конкретным торгово-экономическим проектам, а также информационные и справочные материалы. 
           Эксперты МИД России постоянно участвуют в переговорах по двусторонним и многосторонним соглашениям о поощрении и взаимной защите капиталовложений и двойном налогообложении, которые призваны в том числе облегчить деятельность российских компаний на зарубежных рынках. 
           В большинстве случаев крупный отечественный бизнес, уже накопив серьезный опыт в конкурентной борьбе за сферы влияния, рынки сбыта и сырьевые источники, обращается к нам за возможной помощью на самой ранней стадии проработки своих долгосрочных масштабных проектов за рубежом. В подобных случаях речь, как правило, идет о получении доступа к месторождениям полезных ископаемых в различных странах мира или участии наших финансово-промышленных групп и компаний в международных тендерах по приватизации иностранных предприятий, строительству крупных объектов заграницей, закупкам технологического оборудования и тому подобном. 
           Однако деятельность российского бизнеса за рубежом и его взаимодействие с российскими дипломатическими представительствами не обходится без проблем и ошибок. Так, в целом ряде случаев наш бизнес, видимо, по старой привычке опасаясь «строгого государственного ока», до поры до времени не раскрывает своих коммерческих устремлений перед МИДом и руководителями российских дипломатических представительств. Он самостоятельно вступает в переговоры с иностранными партнерами, не всегда благонадежными, и зачастую обращается за помощью к нам, лишь оказавшись за рубежом в сложной или заведомо проигрышной ситуации. Думается, что российские бизнес-объединения (ТПП России, РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и другие) должны доводить до своих членов сведения о подобных негативных примерах и рекомендовать отказываться от такого подхода к ведению внешнеэкономической деятельности. К тому же, в некоторых странах отмечались факты конкуренции российских компаний друг с другом при проведении международных тендеров либо в ходе предложения своей продукции одному и тому же иностранному заказчику. 
           Среди характерных слабых сторон деятельности самого российского бизнеса на внешних рынках можно отметить срыв контрактных обязательств, неисполнение договоренностей, достигнутых в ходе переговоров, несоответствие предлагаемых товаров международным и национальным техническим стандартам, несоблюдение деловой этики в отношениях с партнерами по бизнесу. 
           Деловой практике российского бизнеса и механизмам взаимодействия с ним внешнеполитического ведомства предстоит еще долгий и непростой путь совершенствования. МИД, в свою очередь, готов и намерен продолжать активную работу в этом направлении. Это в наших общих интересах. Усиление внешнеэкономических позиций российского бизнеса и повышение его роли в мировой экономике приводит к укреплению геополитического положения нашей страны, укрепляет политические позиции и вес России на международной арене.

   В ноябре 2007 года исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося отечественного дипломата Георгия Васильевича Чичерина. Этому событию были посвящены ставшие традиционными Чичеринские чтения, которые состоялись 22 ноября в Тамбове — на родине бывшего наркома иностранных дел. В форуме приняли участие родственники Г. В. Чичерина, представители областной администрации, сотрудники Дома-музея Г. В. Чичерина, Тамбовского государственного университета, творческой интеллигенции. От Министерства иностранных дел России на конференции присутствовал заместитель директора Историко-документального департамента Алексей Гайкович Дульян. Он зачитал приветствие министра иностранных дел С. В. Лаврова участникам конференции, вручил М. И. Вержевикиной — директору отметившего в этом году свое 20-летие Дома-музея — нагрудный знак «За вклад в международное сотрудничество», которого она была удостоена за активную работу по сохранению наследия Г. В. Чичерина и популяризацию истории российской дипломатии. Специально для журнала «Консул» Алексей Гайкович подготовил материал об этих важных для истории отечественной дипломатии событиях. 
           Чичеринские чтения этого года были сосредоточены в основном на личности самого Георгия Васильевича Чичерина. Выступившие рассказывали о различных сторонах его многогранной жизни и деятельности, отмечали вклад семьи Чичериных в развитие социально-культурной жизни Тамбова. О весомых заслугах Чичерина-дипломата говорилось в приветствии С. В. Лаврова: «Имя вашего земляка — Георгия Васильевича Чичерина, одного из наиболее ярких представителей славной плеяды российских дипломатов — золотыми буквами вписано в историю отечественной дипломатии. Трудно переоценить его вклад в укрепление международных позиций и авторитета нашей страны на переломном этапе ее истории, обеспечение преемственности в служении национальным интересам России, сохранение и преумножение славных традиций ее внешнеполитической службы». 
           Личность и деятельность Г. В. Чичерина были и остаются предметом внимательного изучения как для ученых-исследователей, так и для дипломатов-практиков. Дипломатическую деятельность Чичерина обстоятельно изучают не только в России, но и во многих других странах мира. И это далеко не случайно. Она является еще одним убедительным свидетельством того, что даже в условиях экономического и военного ослабления Россия, опираясь на свой исторический опыт, в состоянии проводить самостоятельную внешнюю политику, достойно отстаивать свои национальные интересы. 
           К 135-летию со дня рождения Г. В. Чичерина подготовлена к изданию написанная им книга «Исторический очерк дипломатической деятельности А. М. Горчакова». Это неслучайное совпадение символично, оно помогает проследить связь времен и поколений российской дипломатии, вспомнить о ее традициях и характерных особенностях. К ее сильным сторонам традиционно относятся прагматизм, реалистичность, обеспечение национальных интересов, ориентированность на решение приоритетных внутренних задач. Ярким выразителем именно этих черт отечественной дипломатии был один из ее наиболее выдающихся деятелей канцлер Александр Михайлович Горчаков, который возглавил МИД России в непростое для нашей страны время, после тяжелого поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, оставаясь более четверти века у руля внешней политики страны. 
           Примечательно, что несколько десятилетий спустя, также в сложную историческую эпоху — в послеоктябрьской России XX века — другой выдающийся российский дипломат, Г. В. Чичерин, став во главе Народного комиссариата иностранных дел, вдохновляясь идеями и принципами дипломатии А. М. Горчакова, способствовал возрождению отечественной дипломатии, успешному решению ею сложнейших внешнеполитических задач. Углубленное изучение этих параллелей, опыта прошлого, использование его применительно к новым, современным реалиям, в которых протекает деятельность российской дипломатии, представляется весьма полезным и поучительным. 
           В этом контексте, несомненно, интересно углубленное исследование, принадлежащее перу наркома Чичерина, — «Исторический очерк дипломатической деятельности А. М. Горчакова», выход в свет которого ожидается в ближайшее время. Через призму дипломатической деятельности князя Горчакова в книге исследуется широкий спектр внешней политики России во второй половине XIX века, когда она оказалась в унизительном положении, в фактической изоляции на мировой арене. «Опыт отстаивания А. М. Горчаковым интересов страны в этих условиях, — отмечается в предисловии министра иностранных дел России С. В. Лаврова, — остается неотъемлемой частью уникального исторического наследия отечественной дипломатической службы. 
           Требовалась напряженная, кропотливая дипломатическая работа, чтобы вывести Россию из этого состояния, пересмотреть позорные для страны условия Парижского мира 1856 года, наладить конструктивные отношения с ведущими державами «европейского концерта», не допуская в то же время втягивания страны в силовые акции, чуждые ее интересам, создать благоприятные внешние условия для назревающих внутренних реформ. «Умелыми приемами дипломатического искусства, - пишет Г. В. Чичерин -, не доводя Россию до войны, нужно было предохранить ее, в области внешней политики, от всякого вреда, не отступаясь в общем от политики выжидания». 
           С приходом А. М. Горчакова в Министерство иностранных дел качественно изменилась и внешняя политика России. В обобщенном виде Г. В. Чичерин так формулировал ее базовые принципы: «Искать разумной середины, сохранять соприкосновение со всеми, не отдаваясь вполне никому, избегать всякой односторонности, признавать значение серьезных исторических движений, считаться с потребностями времени, не выходя за пределы правительственной политики и охраняя высшие принципы в международной жизни; воплощать в политике глубочайшие стихийные стремления русского народа, избегая резких скачков и излишней поспешности и не превышая действительных сил России; стараться отсрочивать решительные действия до будущей поры, когда Россия возродится и будет обладать полнотой своих сил». 
           В одном из первых своих циркуляров от 2 сентября 1856 года А. М. Горчаков писал: «Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит перед лицом таких фактов, которые не гармонируют ни с правом, ни со справедливостью. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится, Россия сосредоточивается». 
           В отличие от своего предшественника графа К. В. Нессельроде, чья политика основывалась на принципах монархической солидарности стран Священного Союза 1815 года, Горчаков ставил во главу угла национальные интересы России, сообразуясь с ее реальными силами и возможностями. В разговорах с иностранными дипломатами, отмечает Г. В. Чичерин, А. М. Горчаков следующим образом характеризовал свою новую политику: «политика выжидания; политика, состоящая в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в чужие дела, сохранять полную свободу действий; принимать во внимание только факты при оценке поведения иностранных держав». 
           По словам Г. В. Чичерина, именно «господство правовых начал» стало важным принципом политики государственного канцлера России. При этом он считал право неотделимым от нравственного характера политики, постоянно повторяя, что великому государству должна быть свойственна и великая политика, проникнутая нравственными началами, видел «особенное призвание России в том, чтобы именно она была представительницей благороднейших человеческих начал». Горчаков, как замечает автор исследования, был сторонником взвешенного подхода в международных делах, стремился не допустить вовлечения России «за пределы государственных надобностей, в пользу чужих интересов». 
           К числу излюбленных дипломатических приемов князя Горчакова Чичерин справедливо относит «вооруженный нейтралитет». Иными словами, декларируемое невмешательство в военный конфликт до тех пор, пока в него не вмешиваются другие или не возникнет прямая угроза российским интересам. Это давало России возможность, не вовлекаясь в военные действия, влиять на ход событий в желаемом направлении. «На языке того времени, — говорится в рукописи, — это было названо «обеспокоивающим нейтралитетом»». 
           В книге справедливо отмечается прагматизм государственного канцлера. «Кн. Горчаков отвергал политику чувства, не верил в благодарность в политике, считал непрочными политические связи, создаваемые династическим родством, так как с течением времени, с удалением от генеалогической ступени, соединяющей династии, эти связи все более слабеют. Но он высоко ценил предания дружбы и доверия». Горчаков характеризуется как расчетливый политик и дипломат: «Источник его убеждения - в его глубине недоверия к другим странам, в его отсутствии самообольщения насчет качеств политических деятелей. Он был политик расчета, а не политик чувства. Он не ждал благодарности за услуги и не обманывался представлениями о чувствах других». Российский канцлер не верил в прочность и постоянство союзов, он был сторонником подвижных коалиционных конфигураций, умело извлекая выгоды для России из конъюнктурных перемен. 
           Профессиональные и личные качества Александра Михайловича Горчакова были неотделимы друг от друга. Чичерин характеризует его как искусного в своем деле надежного практика, с твердой и гибкой рукой, мастера своего искусства. В одном из влиятельных французских журналов приводилась такая оценка русского дипломата: «Он был человеком старинного дипломатического воспитания, любезный в отношениях с людьми, искусный в умении ловить случай, применявший изящество ума, пленительность, ловкость, гордость к служению традиционной политике». 
           А.М. Горчаков, подчеркивает автор, не искал быстрых, сиюминутных выгод, подчиняя устремления российской дипломатии долгосрочным интересам страны. «Он умел пользоваться силой времени. Вся его политика была рассчитана надолго. При великих европейских замешательствах он выбирал то, что приносило пользу надолго, хотя бы и менее заметную, а не блестящий мгновенный успех. Из-за временных выгод не вредить общему ходу политики, не портить будущего — вот его постоянное правило. Он искал пребывающей пользы, а не мимолетной». 
           По мнению Г. В. Чичерина, свойственные князю Горчакову «таланты и вкусы литератора» он мастерски применял во всем, что выходило из-под его пера.«Даже там, где риторики у него слишком много, его депеши составлены с истинным талантом, живостью, изяществом, богатством мыслей и образов. Его литературное дарование проявляется постоянно: какое множество депеш и писем порождались постоянно его неистощимым творчеством, и всегда мысль в них ярка и заостренна, форма — искусная, закругленная, выражения блестящи, обороты красивы, полны метафор, острот, намеков, нередко игры слов». 
           В целом «Исторический очерк дипломатической деятельности А. М. Горчакова», написанный Чичериным, создает величественный образ российского дипломата и канцлера, оставившего — при всех издержках характера и отдельных личных качеств - яркий след в российской дипломатии, обогатив ее целым рядом блистательных побед, внесшего весомый вклад в возрождение международного престижа России. 
           В книге использован богатый документально-фактологический материал. Она, бесспорно, будет интересна и полезна для специалистов-исследователей, дипломатов, а также всех, кто небезразличен к истории.